В Крым на внедорожнике куда поехать

Как мы посетили Крым или 4 дня "дикого" отдыха на внедорожнике

Здравствуйте, друзья-путешественники!
Предлагаю Вашему вниманию вторую часть нашего Большого путешествия.
В первой части мы с супругой на "Легенде" побывали в Краснодарском крае, посетили города Адлер и Сочи, посмотрели на российский этап гонки Формула-1 (на который я так давно мечтал попасть, ибо яростно болею за этот вид спорта), покатались на аттракционах в Сочи-Парке, погуляли в Олимпийском парке и на набережной Адлера. А после отправились в путешествие в Крым…

Планы в Крыму у нас были следующие: после Керченской переправы проехать вдоль южного берега Крыма, заезжая во все отдаленные уголки и, посещая достопримечательности, добраться до Севастополя. При этом для ночевки решено было выбирать дикие места, жить на природе, а днем заезжать в города Крыма для экскурсии, обеда и пополнения запасов провизии. Время распланировали следующим образом: четыре дня дикого отдыха, на пятый день въезд на две ночи в заранее бронированный номер отеля «MRIYA», а также свадебная церемония на мысе Фиолент под Севастополем, и отъезд домой 8 мая. Я понимал, что за это время Крым не охватить, но надеялся, что какую-то его часть мы с женой изучим. Позже отмечу, что это был «пристрелочный» маршрут для дальнейших путешествий, определения мест ночевок в будущем, и выбора оптимального режима движения. За эти дни мы продвинулись лишь до Ялты, но ни на секунду не пожалели о том времени, которое провели в дороге, в ночевках под открытым небом, за завтраками и ужинами на берегу прекрасного Чёрного моря, потягивая холодное пиво, грея руки у костра и переворачивая очередной шампур с мясом…
Май в Крыму, как оказалось, прекрасное время – ни кучи отдыхающих, снующих туда-сюда по пляжам, ни пробок на дорогах, ни комаров, ни знойного и палящего солнца и душных ночей. Замечательные теплые майские деньки, солнечная и в меру тёплая погода, позволяющая ходить на пляже в трусах, чистая вода и берег. Лишь прохладная морская вода дает понять замерзающим ногам, что сейчас не пик лета.

Итак, на переправу мы приехали за час до назначенного в билете времени (хотя это не имеет никакого значения, так как очередей и проблем с переправой не возникало, вероятно, из-за периода времени – всё-таки май месяц). Билеты я приобрел заранее (за неделю до выезда) на сайте «госпаром» вроде. Сумма вышла 4 тысячи рублей за двух человек и автомобиль туда и обратно. По сути, на человека билет вышел 150р в один конец, на машину 1700р. Перед паромом на Таманском берегу всех тщательно проверяли, осматривали автомобили, сумки на ленте и предметы в карманах. После чего, мы беспрепятственно преодолели Керченский пролив на пароме, ожидая лишь пока все загрузятся.

Переночевав в Керчи мы продолжили путь в сторону мыса Опук, что находится на Керченском полуострове к югу от города. Выехав в обед, через пару часов мы достигли этого прекрасного места! По праву, одно из красивейших мест, в которых мы побывали за эти дни. Территория заповедника для въезда машин закрыта, но объехав её, не нарушая границ заповедника, можно попасть к Кояшскому озеру, которое отделено от моря узким песчаным перешейком. Оно абсолютно солёное и имеет розовый цвет. Контраст с морем заметен на фото! Вокруг ни души, лишь одинокая палатка молодой пары напоминала о туристах. Немного нарушив их покой (и извинившись за это), подъехали на Сурфе почти к берегу и вышли из машины, чтобы насладиться чистотой, тишиной, запахом моря, цветущих трав, и свежестью ветра. Мы провели тут часа два, не менее, просто любуясь и наслаждаясь красотой. Вдали моря виднелись величественные скалы-корабли – поразительное зрелище. Маршрут сюда Вам без труда построит навигатор в смартфоне, но автомобиль должен иметь внедорожный характер, чтобы доехать без труда.

Вдоволь налюбовавшись Опуком, мы выехали через поселок Приозерное в направлении Феодосии, где достигнув поселка Орджоникидзе решили остановиться на ночлег. Немного погуляли по поселку (вернее городку), осмотрели окрестности, прикупили вина и продуктов. Место для ночевки нашли, выехав из Орджоникидзе и повернув к берегу в сторону Феодосии. Сначала уткнулись в санатории и базы отдыха, но потом, углубившись в горы холмы заповедника, и проехав несколько километров, нашли подходящее место в лощине. На закате разбили лагерь (так громко звучит: «разбили лагерь», что возникает чувство, будто нас целый экспедиционный корпус), приготовили горячий чай, салатик из свежих овощей и полевую кашу из гречки и тушенки. Взошла луна и наш вечер окончился бутылочкой Крымского полусладкого…

В нашем путешествии палатки не было предусмотрено и мы с уютом располагались каждую ночь в машине, сложив задние сидения, постелив туристические коврики и забравшись в спальные мешки. Весь не большой багаж с запасом умещался на передних сидениях. Места для двоих было предостаточно, хотя при своем росте (179см) я иногда упирался ногами в заднюю дверь, а головой в поднятые сидения заднего дивана.
Проснувшись от парящего солнышка в закрытой машине, мы с удовольствием выползли на свежий морской воздух и принялись за приготовление завтрака и сборы. Следующим местом для посещения мы выбрали Феодосийскую крепость и центр города. Прогулявшись по набережной и по одной из центральных улиц, а также вкусно и бюджетно отобедав в заведении под названием «Столовая по-домашнему» (рекомендую!), мы двинулись в путь в сторону Коктебеля и Лисьей бухты.

К сожалению так и не посетив «Карадагский заповедник», не увидев «Золотые ворота» мы добрались до Лисьей бухты. Это, друзья, второе место, где бы нам очень хотелось остаться и не на один день… Великолепное и очень отдаленное от цивилизации место. Около 20 минут мы ехали по сильно пересеченной местности и избитой дороге и, в конце концов, добрались до моря. Красота!

На берегу отдыхали несколько пар, добравшихся сюда на мотоциклах и один дяденька на «Волге», который продавал вино и не понятно как тут очутился, если только не был выброшен десантом вместе с машиной. Люди здесь отдыхали с палатками в полном уединении с природой. Красивый горный ландшафт и море радует глаз. Увы, нам не довелось остаться тут из-за отсутствия необходимых продуктов и мы, отметив это место на карте, включив полный привод уехали дальше.
К вечеру уже были в Судаке, потом заглянули в Новый Свет. Красиво, стоит здесь прогуляться, подумали мы. Но окончательно замучавшись искать место отдыха, выехали вдоль берега восточнее города Судак на поиски места ночевки, т.к. в этих городах берег застроен, а где не застроен – там обрыв, скалы. Место так себе, конечно… Но выбора не было, темнело. Нарубив дров, развели костер, распили бутылочку красного полусладкого с названием «Планерное» Коктебель, поужинали и легли спать. Ночь прошла не спокойно из-за ползавших по мне клещей и, перепугавших жену, ходящих по берегу ночных рыбаков. Мирные люди, но жена просила срочно найти топор и изрубить в лохмотья бедолаг, чтоб не пугали её, как ей казалось, тем самым обезопасить наш спокойный отдых. Хотя меня больше беспокоили клещи, которых я полночи принимал за заблудившихся безобидных жучков.
Утром посетили Генуэзскую крепость и прогулялись по Судаку, а потом выехали в сторону поселка Рыбачье в поисках интересных мест и нового места ночлега.

Место хотелось найти пораньше, чем накануне, чтобы успеть сделать хороший ужин и просто отдохнуть от вчерашней суеты. В Рыбачьем мне не понравилась близость к трассе и отсутствие диких мест, хотя, возможно, я просто не знал, как и где к ним проехать. Всюду был скальник и обрывы. После поселка Солнечногорское я искал места спуска к морю через лесной массив, и мне одни «хорошие люди» подсказали, что есть маршрут, по которому уже давно никто не ездил, но когда-то «Нива» спускалась «без проблем»… Я рискнул. Спуск был и вправду крут, следы транспорта закончились примерно в середине спуска, где красовались большие промоины и канавы после дождей. Я решил, что на середине отступать поздно, да и разворот в этих условиях практически невозможен. Пошел «на штурм». Жена со слезами на глазах и трясущейся от страха ногой вышла из машины и отвернулась. 4LL – решает, подумал я, и снял машину с ручника. Плавно и медленно спускал машину в ущелье, качаясь на двух колесах в диагональном вывешивании. Миновал промоины, немного чиркнув задним мостом по гребню и скользнув колесом в промытую щель. Машина скользила на каменной крошке и грунте, периодически цепляясь за торчавшие камни и восстанавливала потерянное сцепление. Спустя минут семь SURF был внизу. Вышел из машины, перевел дыхание и единственный вопрос, который меня волновал, это как же подниматься назад… Вечер того же дня прошел превосходно: шашлык, холодное пиво, костёр, тёплая лунная ночь и штиль на море.

Выспавшись и позавтракав, решили выезжать дальше. Путь я наметил еще с вечера, прогулявшись по берегу. Мой план состоял в том, чтобы проехать по гальке вдоль берега около километра и выехать прямо на бетонную набережную одного из домов отдыха советских времен ОУЦ МАИ. Там прикинуться своим и выехать через парадный вход, всё равно ведь выпустят – деваться им некуда) как и мне тоже… План сработал и мы довольные ехали в направлении Алушты.
В городе Алушта мы прогулялись по набережной, пообедали, прикупили продуктов и поехали в сторону горы Демерджи в «Долину приведений». Красивое и интересное место. Тут организованы конные прогулки и внедорожные покатушки на гору для туристов. Но мы же на внедорожнике! К чему нам УАЗ за 5 или 8 тысяч за экскурсию (сумму точно не помню, но был неприятно удивлен)? Поехали сами. Заехали на древнюю крепость, точнее на то, что от нее осталось, заплатили за билеты по 70 рублей и через 10 минут поехали дальше на вершину Демерджи.

Читайте также  Горы в Крыме

Побывать там не удалось, хотя до вершины осталось всего ничего. Дорогу преградил шлагбаум с надписью: проезд запрещен. На мои вопросы: что и к чему, бравый охранник со скучающим видом сказал, что он охраняет въезд в заповедник и никого не пустит, а происходящее снимается на камеру, который он продемонстрировал на дереве. Так что договариваться или упрашивать бесполезно. Расстроенные мы вернулись к подножию горы. Странно, а на экскурсии народ едет на этих УАЗиках… Так и не выяснив правды, я решил, что это уже бизнес на природных объектах и достопримечательностях, на которых зарабатывают местные «князьки».

Тем не менее, мы двигались дальше и к вечеру расположились недалеко от поселка Даниловка (близ Ялты) с видом на гору Аю-Даг (Медведь-гора). В этот раз с экстремальным спуском решили не экспериментировать, да и по заверениям местных, больше тут спускаться негде – всё застроено и выкуплено! Как обычно, вечером, приготовили ужин, выпили по пиву и легли отдыхать. Этим вечером заметно похолодало.

С утра мы направились в Ялту на прогулку и обед, заехали на «Ласточкино гнездо», а к 14 часам прибыли в отель «MRIYA Resort & Spa». Много описывать тут не буду, скажу, что звёзд в отеле действительно пять, сервис действительно на уровне, цены действительно высокие. Ну чтож, медовый месяц – так медовый месяц. Свадьба всё-таки как-никак у нас! И эти 2 суток мы провели в полном комфорте, хоть и со свадебными хлопотами.

Было интересно. Церемония прошла у нас на мысе Фиолент под Севастополем. Свадебный автомобиль был ЗИМ (ГАЗ-12) 1953 года выпуска.

Всё прошло как планировали, и погода не подвела. А вот с утра пошел дождь, туман сел на горы и стало прохладно. Значит и нам пора покидать Крым…

Это было хорошее «Большое путешествие», интересное, захватывающее, запоминающееся. А главное, это был запоминающийся медовый месяц, неординарный! К сожалению, не удалось объехать намеченные места, но значит, есть повод вернуться. Есть повод снова приезжать в Крым, восхищаться красотой и уникальностью природы и местными достопримечательностями.
Хотелось бы похвалить нашего надежного друга, трудягу – «легенду» — SURF-а. Поистине, машина для приключений! Неприхотливый, простой и проходимый. Не спасовал ни перед одним препятствием, вёз туда, куда хотелось, а ни куда была возможность.
Спасибо, тебе читатель, за внимание! Всем яркости в жизни и новых ощущений!)

По Крыму на машине: 6 мест, куда вам непременно надо заехать

Гора высотой 91,4 м названа в честь царя Боспорского царства Митридата VI Евпатора, который погиб в этих местах в бою с римлянами.

Подъем на гору — это отдельное приключение. Можно оставить машину у подножия и подняться наверх по Большой Митридатской лестнице, украшенной статуями мифических животных и птиц (1830 г. ) По пути наверх будет несколько террас со смотровыми площадками, там можно отдохнуть и сделать фотографии.

Подняться почти до вершины можно и на автомобиле. Стоянка наверху стихийная, но бесплатная.

С вершины открывается захватывающий вид на город, Керченский пролив и Крымский мост. На восточном и северо-восточном склонах можно пройтись по развалинам Пантикапея — древней столицы Боспорского царства (основана в VII в. до н.э). Части стен, колодцев, старинные лестницы, фрагменты арок — отличный фон для фотосессии.

О Великой Отечественной войне напоминает Обелиск Славы — один из редких памятников, которые установили еще до окончания войны, 8 августа 1944 года. Он создан из уцелевших остатков Свято-Троицкого собора, разрушенного во время войны.

Время осмотра: 2–4 часа

Где поесть: неподалеку от Митридатской лестницы (расстояние от 300 м до 1 км) можно найти кафе или ресторан практически на любой вкус и кошелек.

Где переночевать: гостиница «Меридиан», мини-отель «Дзен», гостиница «Залив» и традиционно много частных гостевых домов.

Жилище нимф

Место: Городище Нимфей, 17 км от Керчи, на краю поселка Героевское

Устали в многочасовой пробке на дороге вглубь полуострова? Остановитесь в поселке Героевское. Не пожалеете! Здесь расположен еще один уникальный музей эллинской культуры под открытым небом.

Древнегреческие виноделы и земледельцы жившие на этих землях более 2,5 тыс. лет назад, считали, что в каждом из окружающих город источников живет нимфа. Поэтому и город назвали в их честь.

Здесь можно осмотреть жилища нимфейцев, колонны с ионийскими капителями. Частично сохранились росписи, сообщения о прибытии кораблей и долговые расписки. Городище Нимфей — объект Керченского историко-археологического музея, раскопки здесь ведутся до сих пор. Среди находок: древнегреческие золотые ювелирные украшения, деньги времен правления царей Фофорса и Радамсада. Дорога от трассы к городищу — проселочная, но вполне сносная.

Время осмотра: 2–3 часа

Где поесть: в столовых на базах отдыха «Этильген» и «Залив» (цены весьма демократичные). В кафе «Чебуречная». А если хочется посидеть в ресторане, поезжайте в Керчь.

Где переночевать: база отдыха «Эльтиген» и «Залив». Кроме того, в поселке большой выбор гостевых домов и гостиниц разных ценовых категорий.

Белые лебеди в розовом озере

Место: Тобечикское озеро (Тобечик) примерно в 25 км от Керчи и 12 км от села Челядиново.

Когда-то это был морской залив. В советское время сделали насыпь 100 метров шириной и километр длиной. Насыпь отделила море от озера. Местные виды напоминают пейзажи неизвестных планет. Цвет озера меняется от ярко-розового до нежно-фиолетового и почти бордового (благодаря живущим на дне микроорганизмам этих цветов). Рядом бурлит метровый грязевой вулкан, эта грязь считается очень полезной для здоровья. На дне бьют грязевые вулканы поменьше — поэтому вода в озере тоже слывет целебной.

Еще один приятный момент: дорога к озеру идет мимо побережья. Местные пляжи считаются одними из лучших в Крыму.

Время осмотра: если не купаться и не загорать, часа-двух хватит. Но многие туристы разбивают палатки и живут у озера несколько дней.

Где поесть: Челядиново славится домашней черешней и абрикосами. За чем-то посытнее можно отправиться в многочисленные кафе и рестораны Ленинского района: например, «Релакс» или «Джуманджи» в Щёлкино.

Где переночевать: гостиница «Косон» (15,5 км от дикого пляжа на Тобечикском озере); гостиничный комплекс «Жемчужина моря» (14 км от дикого пляжа).

Искупайтесь в двух морях сразу!

Место: мыс Такиль, недалеко от поселка Заветное.

Это уникальное место — скалистый мыс площадью 1000 га служит естественной границей между Черным и Азовским морями. Дикий двухметровый песчаный пляж, пологий вход в море — рай для «дикарей».

Здесь много дайверов: на глубине четырех метров находятся остатки «Крымской Атлантиды» — города Акра, основанного в V в. до н.э. Вместе с инструктором можно проплыть над древней крепостной стеной (длина более 100 м, высота 2 м, толщина 3 м). В хорошую погоду видимость составляет 4 метра: фрагменты домов и улиц видны очень хорошо. Можно погрузиться и к потопленному в 1772 году турецкому судну.

Можно присоединиться и к компаниям парапланеристов. Большие перепады высот позволяют совершать затяжные полеты.

Минус — единственный: грунтовая дорога, ведущая к мысу, оставляет желать лучшего, поэтому сюда стоит приезжать на «высокой» машине.

Время осмотра: от 3 до 9 часов (в зависимости от цели и маршрута).

Где поесть: в столовой базы отдыха «Бригантина» (с. Заветное).

Где переночевать: в селе Заветное находится база отдыха «Бригантина» и два частных мини-пансионата.

Зоопарк под открытым небом

Место: мыс Опук, недалеко от села Яковенково.

Мыс входит в состав одноименного природного заповедника площадью почти 1,6 тысяч гектаров (вместе с прибрежной зоной). Туристов привлекают гора Опук (153 метра) и Кояшское озеро.

Правда, приехать спонтанно не получится: посещать заповедник можно только в составе экскурсионной группы (запись в Керчи и Феодосии).

Здесь можно полюбоваться на 700 видов растений, многие из которых — редкие. Восторг у детей вызывают красивые крупные бабочки — медведица, махаон, бражник. А еще ласки, волки, енотовидные собачки, летучие мыши… Много и редких птиц: соколов-балобанов, дроф, розовых скворцов и журавлей.

При желании можно осмотреть остатки древнегреческого города Киммерик (V в. до н.э.), входившего в Боспорское царство. Сегодня от поселения остались развалины крепостной стены, остатки домов и хозяйственных построек.

Время осмотра: 6–7 часов, в зависимости от маршрута. Полностью территорию не осмотришь и за целый день.

Где поесть: в столовой базы отдыха «Киммерик» в селе Яковенково (примерно 15 км).

Где переночевать: на базе отдыха «Киммерик». Кроме того, недалеко от заповедника располагается палаточный лагерь.

Гора-враг

Место: самый знаменитый грязевой вулкан Крыма Джау-Тепе, недалеко от села Вулкановка.

Вулканы в Крыму извергают не лаву, а грязь. Джау-Тепе (в переводе «гора-враг») — это сопка 60-метровой высоты, покрытая многочисленными слоями растрескавшейся грязи.

Когда-то, по преданию, вулкан уничтожил целое поселение (за что и получил свое имя). Последние крупные извержения случались в XX веке. Тогда грязь вместе с газом вырывалась на высоту более 10 метров.

Вулкан и сейчас извергает небольшие потоки грязи, поэтому свежие грязевые потоки можно встретить на вершине практически всегда.

Отличное место для «инопланетной» фотосессии.

Время осмотра: 1–2 часа.

Где поесть: в кафе села Вулкановка.

Читайте также  Где в Крыму теплее всего в сентябре

Где переночевать: частный сектор с. Вулкановка. Гостиница «Золотая подкова» в селе Луговое (35 км от села Вулкановка).

Благодарим комитет по автотуризму Российского союза туриндустрии за помощь в подготовке статьи.

В Крым на машине: советы для самостоятельного путешествия

Путешествие в Крым на машине — ваша свобода передвижения и шанс увидеть небанальные достопримечательности и места полуострова, до которых обычно не добирается скованный общественным транспортом турист. Далее советы, как организовать автопутешествие.

Обозначьте каждую точку своего путешествия

Банально? Ничуть, и вот почему. Для многих поездка в Крым на машине — это мысли «Доедем из Москвы по М4 до моста, доберемся до Керчи, а там разберемся». Вариант отличный при условии, что у вас есть месяц времени и счет со многими нулями в банке. Тогда вы можете делать длинные остановки и прямо на ходу принимать решения, где переночевать и куда поехать дальше.

Оптимальный маршрут путешествия — тот, в котором вы обозначили каждую трассу, остановку и даже заправку. Это особенно важно, если вы едете с детьми и издалека, например, из Новосибирска. Есть интернет, где можно перед стартом выяснить о дороге мельчайшие детали. Не ленитесь и сделайте это. Крымский отдых на машине будет легким, если заранее продумать эти моменты.

Трезво оценивайте свои силы

Сколько километров в день вы планируете делать? По максимуму? Если вы один водитель, в таком случае вас ждет серьезное испытание, которое потом аукнется нервным и физическим истощением. В идеале хорошо делать в день до тысячи километров. Вот только реальность такова, что внезапный ремонт дорожного полотна может начаться когда угодно и где угодно. Дорога в Крым лежит через платные трассы — не экономьте и не игнорируйте их. Объезды по плохим дорогам обойдутся дороже.

Сколько ехать до Крыма? Цифры дадут лишь приблизительное представление — делайте скидки на дураков, дороги и пробки, которые могут возникать в самых неожиданных местах.

Из Москвы: 1800 км, 1 день

Из Санкт-Петербурга: расстояние 2 400 км, 20 часов

Из Екатеринбурга: 3 000 км, 2-3 дня

Из Уфы: 2 300 км, 18-19 часов

Из Казани: 1540 км, 19 часов

Из Самары: 1200 км, 16 часов

Из Ростова-на-Дону: 500 км, 8 часов

Из Краснодара: 250 км, 5 часов

С остановками — актуально, если вы едете с детьми — время может увеличиться в большую сторону. С открытием моста через Керченский пролив время в пути значительно сократилось. Ехать через мост стремятся многие. Пожалуй, уже не осталось водителей, которые предпочитают паром мосту. Кстати, можно поехать без машины и взять авто напрокат в Симферополе. Аренда машины в Крыму сегодня не проблема, сеть развита хорошо. Пляжи Крыма — песчаные, галечные, ракушечные — на машине будут легкодоступны.

Как доехать в Крым из Москвы:

Как доехать в Крым из Екатеринбурга:

Выберите лучшее время для поездки

Когда лучше ехать в Крым? Еще один банально-очевидный вопрос, ответ на который на самом деле не так прост. Зимой на машине, например, на Новый год, перемещаться проще в плане пробок и количества авто на крымских дорогах. Только искупаться не получится, если вы не морж. Зимой в Крыму можно посмотреть заснеженные набережные, припорошенные снежком дворцы, а также свинцовое море, с гневом обрушивающееся на берег. Туристов мало, очередей и пробок нет — красота, да и только. Можно сделать обзорный тур по полуострову или остановиться в одном из городов.

Ехать весной можно, если вы не любитель жары и пляжного отдыха. Откройте любой путеводитель и наслаждайтесь неспешным осмотром достопримечательностей и красотой распускающейся природы. Про лето и говорить не будем — сезон начинается в мае и заканчивается в начале октября. Чем заняться в Крыму в это время, каждый прекрасно представляет.

Читайте также:

Решите, какие города и достопримечательности вас интересуют

Не хватит и года, чтобы объехать все лучшие достопримечательности Крыма на машине. Заранее подумайте, что вы хотите увидеть: то, что доступно всем, или то, что открывается только самым настойчивым? Небанальный маршрут может выглядеть так:

Керчь, один из старейших городов мира.

Генеральские пляжи (30 км от Керчи) с чистой водой и малолюдные. Читайте также, где находятся самые красивые пляжи.

Мыс Меганом (территориально находится между Судаком и поселком Коктебель) с его фантастическими видами.

Долина привидений (Алушта, окрестности села Лучистое) с уникальными каменными скульптурами.

Пещеры Крыма: Мраморная пещера горного массива Чатыр-Даг (Алушта, окрестности села Мраморное), в которой от жути просто дух захватывает.

Бирюзовое озеро (Алушта, поселок Запрудное или Партенит) с целебной (об этом говорят отзывы) водой. Можно остановиться на берегу с палаткой.

Озеро Панагия (Алушта, поселок Зеленогорье) в центре заповедного места.

Гора Ай-Петри (Ялта, горно-лесной заповедник), где с каждым место связано несколько легенд.

Ласточкино гнездо (поселок Гаспра, 20 км от Ялты) в представлении не нуждается.

Форосская церковь (Ялта, поселок Форос) — самый красивый православный храм полуострова.

Монастырь Челтер-Мармара (село Терновка, 1,5 км от Севастополя), вырубленный прямо в скалах.

Марсианское озеро (Бахчисарай, поселки Скалистое и Научное) с водой необыкновенного лазурного цвета.

Большой каньон (Бахчисарайский р-н, 5 км от села Соколиное) с ручьями, водопадами и озерами.

Белая скала (Белогорск, трасса Таврида), где снималось несколько художественных фильмов, например, «Человек с бульвара Капуцинов».

Эти лучшие места — по нашему субъективному мнению — стоит посетить самостоятельно, они не часто входят в популярные туристические маршруты. Что посмотреть еще? Водопады, например, Трех Святителей около того же Белогорска или Арпатские в урочище Панагия. Многие гости полуострова стремятся посмотреть соленые озера.

Карта Крыма пестрит разнообразными достопримечательностями, и ваша задача — перед поездкой составить подробный план. На машине можно доехать до любого места. Читайте также, куда съездить с ребенком в Крыму.

Выделите бюджет на путешествие

Понятно, что никто не собирается путешествовать по полуострову без денег. Но мы говорим именно про ту неприкосновенную сумму, которую вы будете тратить только на бензин (в Крыму он может стоить дороже, чем на материке, цены меняются не в нашу пользу), пит-стопы по дороге (выбирайте кафе, возле которых останавливаются дальнобойщики), ночлеги и питание. Планируете время от времени менять палаточный лагерь на удобства цивилизации? Заложите в бюджет и сумму на жилье. Дешевле останавливаться не в гостиницах, а в небольших гостевых домах.

Если вы решили поехать на отдых с домашними животными, например, с собакой, вам придется найти и снять жилье, где разрешены питомцы. Не все отели и гостевые дома рады четвероногим постояльцам, этот момент нужно уточнять заранее.

Сколько стоит съездить в Крым на машине? В среднем поездка в Крым на четверых (двое взрослых и два ребенка) обойдется тысяч в 90, плюс-минус несколько тысяч. Лучше иметь финансовую подушку безопасности и взять с собой чуть больше. Учитывайте и суммы, которые захочется потратить на дегустациях вин и местных блюд. А вам захочется, даже не сомневайтесь в этом.

Плюс подарки и сувениры родным. Побывать в Крыму и не привезти домой пару литров вина, косметику, травяные чаи — родные вам этого не простят. Самый необычный крымский сувенир — ялтинский репчатый лук, продается на рынках. Он совершенно не горький, и это его главное достоинство. Симпатичная косичка из фиолетового лука украсит вашу кухню и будет напоминать о путешествии.

Осеннее путешествие в Крым: что надо знать автотуристам

Дорога в Крыму

Совет 1. Проверяем авто перед поездкой

Это, пожалуй, самый главный момент, которому необходимо уделить максимум внимания. Так, нужно, чтобы на авто стояли шины с приличным запасом протектора и обязательно исправной тормозной системой и стояночным тормозом.

Вид на Крымский мост

Осень в Крыму

Совет 2. Заранее бронируем жильё

Если в Крыму у вас нет друзей или родственников, готовых радушно приютить вас на время вашего отпуска, заранее забронируйте жильё – но только на специализированных, проверенных сайтах, где представлена исчерпывающая информация по выбранному объекту, с фотографиями и телефонами для связи. Не лишним будет почитать отзывы прежних постояльцев и обратите внимание на наличие парковки.

Бухта Ласпи

Совет 3. Собираем необходимые вещи и документы

* Что положить в машину: аптечку (возьмите обезболивающие, желудочно-кишечные, ранозаживляющие, противопростудные и противовирусные, антигистаминные препараты, средства против укачивания, лекарства при хронических заболеваниях), инструменты, запаску, домкрат, огнетушитель. Любители шашлыков на свежем воздухе могут взять переносной мангал и угли.

«Верёвка полипропиленовая не менее 16 диаметров толщиной и 20 метров длиной, а также пара карабинов никогда не будут лишними. Недавно уазик вытаскивали из лесной местности: сел в грязь, не было ни верёвки, ни буксировочного троса, пришлось непросто», – признался водитель со стажем Сергей.

Прогулка по осенней дороге в Крыму

Водопад Джур-Джур

Осень в Бахчисарайском районе

Совет 4. Устанавливаем мобильные приложения

Главные мобильные приложения для водителя в Крыму — это Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор и Яндекс.Заправки. Лучше всего пользоваться отечественным софтом. Учтите, что многие «материковые» приложения на полуострове не работают. Кроме того, на тех же горных серпантинах может пропадать интернет, поэтому в идеале – заранее скачать себе офлайн-карту, например, maps.me.

Совет 5. Помним о безопасности во время путешествия

«Не у всех гостей Крыма есть опыт вождения на горных дорогах. К тому же нельзя сбрасывать со счетов погодные условия – дождь, туман и т.д. Поэтому всегда нужно помнить о безопасности, о том, что здесь всё немного по-другому, чем где бы то ни было. Нужно соблюдать скоростной режим, следить за пешеходными переходами и знаками. Да, вокруг красоты очень много, хочется рассматривать открывающиеся пейзажи, однако нужно быть предельно внимательными за рулём. Особенно на серпантинах», – предостерёг организатор авторских туров и экскурсий Руслан.

Читайте также  Где находится Николаевка в Крыму

Фото: Сергей Анашкевич

Фото: Анна Ченская

Фото блогера А. Нестеренко

Соблюдать скоростной режим настоятельно рекомендуют и на федеральной трассе «Таврида», где в июле было запущено четырёхполосное движение на участке от Керчи до Симферополя (190 км). А в августе было открыто рабочее движение по всей протяжённости дороги от Керчи до Севастополя.

Бухта Ласпи

К слову, «Таврида» – это единственная трасса в Крыму, где пока нельзя заправиться: строительные работы ещё продолжаются, поэтому придорожная инфраструктура появится позднее. В целом же АЗС на полуострове более чем достаточно – как на основных дорогах, так и в населённых пунктах.

Совет 6. Наслаждаемся живописными видами

Согласитесь, довольно трудно однозначно ответить на вопрос «Где в Крыму красивее всего?». Да повсюду! Осенью многие стремятся поехать на ЮБК, поскольку там дольше всего сохраняется мягкий климат, можно до последнего гулять в футболке. Ну, и, конечно, большинство туристов манят невероятные южнобережные пейзажи, знаменитые дворцы и дворцовые парки. Впрочем, роскошные виды и сумасшедшую энергетику можно найти и в других местах. Например, в Бахчисарайском районе. Тем более что добраться туда на машине гораздо проще, чем на общественном транспорте.

Девушка в Крыму

В свою очередь экскурсовод Руслан рекомендует посетить Крымский природный заповедник, в частности, подняться на наивысшую точку Крыма – Роман-Кош (высота – 1545 м), проехать по Романовской шоссейной дороге, построенной более 100 лет назад.

ru_travel

В феврале образовалась очень странная компания товарищей, которая влезла в три арендованных внедорожника и исцарапала их в хлам. В общем, вне туристического сезона и вне туристических мест (почти) там очень интересно. Началось всё с вот такой деревни, где нашёлся подходящий дом. Туда мы два раза возвращались – чтобы собраться и познакомиться в пятницу и переночевать с субботы на воскресенье. Вечером воскресенья всё разлетелись по домам.
Ниже история и 42 фотографии.

Как оказалось, главная проблема путешествия в машине – тебе надо переносить экстравертов. Они постоянно задают тебе вопросы и ставят свою музыку. Всё остальное было прекрасно. Вот утро первого дня:

В феврале около Севастополя холодно, ещё идёт снег, но уже последний. Одеваться надо тепло, вот так:

Первая точка маршрута – кабаний перевал.

Это вообще-то достопримечательность, но мы там сделали три важные вещи:
1. Доехали
2. Убедились, что кабаны в ассортименте присутствуют (что вообще странно для места «кабаний перевал», потому что обычно в какой-нибудь «крокодиловой реке» или «поляне зелёного носорога» главных героев хрен найдёшь).
3. Уехали, поскольку непонятно, что было делать. Местную горушку Ай-Петри закрыли по погоде, поэтому мы просто развернулись и двинули дальше.

Вот этой ещё тёплой куче я почему-то радовался как ребёнок. Есть кабаны, есть!

Там очень красивый мох:

Дальше двигаем в деревню. Половина москвичей никогда не видела корову, свинью и лошадь вживую, поэтому пришлось подзадержаться для местной экзотики. Ощущения были как на сафари в Южной Африке:

Вот суперкорова, вообще как настоящая:

Я всё ждал, когда машины к радости местных застрянут, но они этого почему-то не делали. Позже выяснилось, что вот у этой Койоты и у Дастера проходимость почти как у ишака – могут лезть в гору под 40 градусов. Но ишаку я всё равно больше доверяю – его дома ждёт мама, и он ходит аккуратно. А машину ждёт злой механик, поэтому возвращаться ей резона нет.

Весна в низинах начинается уже в феврале:

Дальше нас ждал водопад с местным интригующим татарским названием Кобалар-су на северной окраине Байдарской долины. Переводится как Козырёк-вода. Он хитро сныкался в лесу, но забыл про ручей. По ручью его оказалось очень легко выследить. Если захотите повторить – вот он, попался: 44°31′11″N (44.519591), 33°48′35″E (33.809701). Главный плюс в том, что он засыхает существенно позже всех остальных водопадов летом.

Лучшее впечатление на месте – конечно, вот этот мужик, который по-детски непосредственно просунул костыль в струю, вроде как пощупать. Но руками почему-то не полез:

Что делать на водопаде после того, как его сфотографировали, никто толком не знал. Часть группы пошла наверх на сам козырёк, потому что там высоко и страшно. Другая часть осталась внизу смотреть на воду. Ситуацию спасла Настя, у которой оказался термос вкусного пуэра. Потом оказалось, что у чай – универсальный ответ на все жизненные ситуации.

Там же произрастает подснежник. То есть я думаю, что это подснежник, потому что остальные его таковым посчитали. Но снега над ним нет. Поэтому я не знаю:

Выезжаем обратно в поля. Почему-то дико прёт именно вот такой вид из окна:

Приближается ущелье. Самое интересное в нём – это как деревья цепляются за склон. И сцепляют, соответственно, его поверхность своими корнями:

Но поскольку рядом дорога, склон сцепляют не только корнями:

Опять крутой мох:

Вообще, где-то к этому моменту (после знакомства со свинками и коровками) мы, кажется, окончательно рехнулись и впали в детство. По крайней мере, у меня было два чувства: что я опять в Орлёнке, и что вокруг очень холодно. Но кто оделся теплее даже летал с ветерком на качелях. Качели поставили около пещеры:

Да, рядом есть Скельская пещера, внутри которой живёт мыш! И ещё сталактит, сталагмит и сталагмат. Это первые два:

А это мыш. Он спит. И тихо-тихо недовольно матерится, когда на него светят:

Вообще в пещере темно и страшно. Как обычно. И очень мокро:

На выходе есть специальная массажная тропинка для тех, кто готов ходить зимой босиком по ней. Зимой, в холод, босиком? Конечно, да!

Налазившись по пещере, находившись по лесу и ущелью, потрогав лошадь и вообще побродив, оказывается, можно нагулять зверский аппетит. Я прямо представлял себе огромный сочный кусок мяса с картофельным пюре. Но правда оказалась страшнее – когда в компании есть особо опасная разновидность вегетарианца (веган-сыроед), и он отвечает за готовку, то есть вы будете только листья, плодоножки и другие куски травы. Поехали в Балаклаву. Мысли были заняты только тем, что там есть еда.

По дороге есть байкерский пост:

Виноградники и дегустационный зал.

Вообще, дегустационные залы делятся на три категории. Первая и самая страшная – в Аргунском ущелье Сочи. Там вам наливают в пластиковые стаканы из пластиковой бутылки. Третья категория – это плантация, которая очень хочет войти во все винные карты мира. Там чаще всего дают сыр, воду и специальную штуку, чтобы сплёвывать вино (задача же не нажраться, а попробовать всё языком). А вот промежуточная категория: тут прилично и уютно:

Похоже на дегустационные залы вискокурен Шотландии, кстати.

Добираемся до Балаклавы. Там летом потрясающая бухта с медузами и вообще замечательно. А зимой там утёс и граната. Вот утёс:

Мы готовимся смотреть самый крутой закат этого дня. В ритуал заката обязательно входит костёр. Он нужен для двух вещей: чтобы ещё неделю вы нюхали дымную куртку, и чтобы согреться. И пожрать:

С костром на скале очень круто. Местные силы правопорядка не штрафуют:

Внезапно кто-то кричит: «Интернет поймался». Всё, хана закату:

На обратном пути заезжаем в чебуречную закрыть один важный гештальт. А вечером в деревянном домике нас снова ждёт чай:

Следующее утро начинается с того, что мы играем с каким-то мужиком в игру «Нервянка». Правила такие: когда вас человек пять-десять в маленьком незнакомом городе, и вы не знаете, куда гулять, выбирается любой случайный мужик. И вы молча ходите за ним примерно час. Получается, что он показывает вам красоты города. Финал обычно очень интересен, и часто внезапен. В нашем случае мы привыкли двигаться колонной, вот примерно так:

И, чёрт побери, нам в голову как-то не приходило, что между нами может затесаться ещё одна такая же чёрная Койота. А она это сделала. В итоге мы некоторое время ездили вообще за чужим мужиком. К счастью, он спрятался на заправке и не выходил оттуда – только тогда мы начали догадываться, что что-то пошло не так, и головная машина не здесь. В итоге доехали до скал:

Они, надо сказать, неофициальные, но довольно высокие:

В культурной программе встреча рассвета и побарывание страха высоты.

Некоторые подползали к краю, некоторые на него садились, а кое-кого мы вообще скинули. Вот так красиво можно улететь на тарзанке. Макс — ласточка прям:

Тарзанку делают местные, чтобы прыгать самим. Но с удовольствием продают право пробного прыжка туристам. Туристов же не жалко, пускай прыгают. А то вдруг неправильно натянули, ещё человек расшибётся.

Кстати, чем выше, тем холоднее. Вот вершина скал, лежит снег:

А буквально на 50 метров ниже уже пещерный город Чуфут-Кале, и никакого снега нет. Как и местных жителей:

В обед едем в Ялту:

В Ялте еда! Это прям ура. И набережная. И вообще весна. А дальше – сдать машины и домой.

Путешествие сделали парни из «Wakeup tours», мы были первой группой. Советую. Вроде как, они сейчас уже учли ошибки молодости, и теперь есть еда и тепло.